Политика Экономика Россия В мире Москва Технологии Интернет Культура Развлечения Видео Спецпроекты

ФАС не там ищет причину высоких цен на авиабилеты

Россия: 17:00, Четверг 17 Август, 2017

Тему цен на авиабилеты глава ФАС Игорь Артемьев поднял в контексте дискуссии об избавлении России от долларовой зависимости.

«В свое время мы, все наши авиационные компании импортировали из США и из Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования Sabre, Amadeus и другие. Теперь говорят, что эти компьютерные системы сами устанавливают цены на билеты: растет спрос, они устанавливают цену выше. Понятно, что это разговор совершенно странный, потому что какой ты алгоритм заложишь в эту компьютерную систему, так она тебе и посчитает... Кстати говоря, это мировая практика, это вообще мировой сговор, похожий на картельный сговор всех авиационных компаний мира, я знаю, что говорю, я это обсуждал с еврокомиссаром еще семь лет назад, они тоже занимаются этой проблемой. Эти электронные системы в свое время рассматривались на Международной ассоциации авиационных перевозчиков, были одобрены. Таким образом, ассоциация ввела их в действие на все страны. Теперь мы как бы говорим: лучшая практика. Смотрите, там то же самое, ничего хорошего тоже нет. Если у них есть плохая практика, почему мы у себя ее должны оставлять?» – заявил глава антимонопольной службы.

Президент Владимир Путин, присутствовавший на том же совещании (в целом оно было посвящено развитию транспортной инфраструктуры северо-запада РФ), отреагировал на выступление Артемьева поручением разобраться в ситуации. Но сделал важную оговорку: «Знаю про эти компьютерные системы, которые сами цену устанавливают. Не хочется говорить, что это чушь, не могу сказать, что я полностью с вами согласен по поводу сговора авиационных компаний, это глобальная вещь, но разобраться с этим точно нужно».

Для тех, кто часто летает и по России, и за рубеж, понятие «динамическое ценообразование» не требует особых пояснений. Общее правило здесь простое: если хочешь полететь недорого, бронируй билеты заранее. Если надо лететь завтра, будь готов к высокой цене. Правда, глава ФАС полагает, что «за две недели, например, люди же не планируют, как правило, а если планируют, то это бизнесмены, они бизнес-классом летают», в результате при предполагаемом падении спроса цена на билеты не падает. «И смотрите, что получается, Владимир Владимирович, загрузка наших мощностей у того же «Аэрофлота» и других авиационных компаний: в эконом-классе 20% пустых кресел, но цены не опускают, и в этом есть нарушение антимонопольного законодательства», – констатировал глава ФАС.

В авиационном сообществе высказывания главного антимонопольщика страны встретили недоумением.

«Это очередная бредовая идея. Что значит «у нас есть подозрение»? Если брать правовую сторону вопроса, то все эти заявления ни к чему не приведут, потому что право на стороне мировой авиационной отрасли и конкурентного рынка. То, к чему призывает Артемьев, – это, по сути, регулирование цен, назначение их директивно, а не на основе спроса и предложения. Вдвойне странно, что такие предложения звучат из уст руководителя антимонопольной службы, который по большому счету предлагает отказаться от динамического ценообразования – абсолютно рыночной системы. Весь мир живет по этим законам, и только Артемьева почему-то это не устраивает», – заявил один из ведущих аналитиков российской авиационной отрасли, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Конечно, это очевидный бред, – соглашается с ним представитель одной из крупных авиакомпаний, пожелавший сохранить анонимность. – Системы динамического ценообразования выстраивают свои алгоритмы на основании следующих данных: фактическая загрузка воздушного судна (ВС), ожидаемая загрузка (исходя из исторических данных по конкретному рейсу), тип ВС, день недели, возможные праздники, подвижные выходные типа новогодних каникул. Видеть в этом сговор мировых авиакомпаний – чудовищное незнание предмета».

«Мы вернемся в каменный век»

Для понимания того, что происходит с ценами на авиабилеты в России, стоит вернуться на семь-восемь лет назад, когда правила игры на рынке авиаперевозок были иными. Тогда во многих аэропортах страны процветала система, когда основную часть рейсов контролировала всего одна компания, как правило, аффилированная с этим аэропортом, что позволяло ей держать высокие, часто – неадекватно высокие цены на свои услуги.

Особенно «славились» этим наиболее крупные аэропорты Северного Кавказа: Минеральные Воды, Махачкала, Грозный. В Минводах, где аэропорт и авиакомпания были одним и тем же предприятием «Кавминводыавиа», была создана запретительная система для входа других перевозчиков, а в Дагестане действовала еще и целая билетная мафия. Достать билеты на рейсы Москва – Махачкала, контролируемые перевозчиком «Авиалинии Дагестана», было целым приключением, и пассажиры часто были готовы заплатить любую цену, лишь бы улететь.

К числу недоступных для сторонних авиакомпаний некогда относился и аэропорт Красноярска. Но после скандального банкротства компании KrasAir, которая долгое время не пускала конкурентов на свою территорию, ситуацию удалось переломить в пользу потребителя.

И правительство, и ФАС (за что ее можно только похвалить) последовательно придерживались той позиции, что подобные монопольные сращения нужно ликвидировать. Эта задача была выполнена практически полностью, и пресловутая «невидимая рука рынка» сработала очень быстро: появление новых перевозчиков в аэропортах, некогда имевших репутацию закрытых, привело к заметному снижению стоимости билетов.

Например, на те же Кавминводы сейчас можно слетать из Москвы за 12,5 тысяч рублей туда-обратно (с вылетом в ближайшее воскресенье). Примерно таким был минимальный тариф на этом направлении во времена компании-монополиста «Кавминводыавиа», но не нужно забывать, что с тех пор произошла девальвация рубля и накопилась немалая инфляция.

«Несмотря на наше недовольство стоимостью авиаперевозок в России, надо отдать должное авиакомпаниям, которые в минувшие 10 лет повышали цены медленнее, чем росла величина инфляции. То есть в реальном выражении сегодня мы летаем дешевле, чем 10 лет назад, – говорит Роман Гусаров. – Российский внутренний рынок авиаперевозок максимально либерализирован – вход в любой аэропорт доступен для всех отечественных авиакомпаний, а провозных мощностей у них сейчас больше, чем требуется рынку. Но некоторые по-прежнему считают, что на рынке присутствует сговор, а билеты необоснованно дорогие».

По мнению Гусарова, одной из главных групп недовольных являются российские чиновники – эта гипотеза основана на том, что выпады со стороны ФАС в сторону гражданской авиации, как правило, происходят в сезон отпусков. «Каждое лето чиновники куда-то летят отдыхать, и вдруг выясняется, что билеты на завтра остались только дорогие. К тому же летать они предпочитают бизнес-классом, но желательно по цене эконома. А сейчас еще многим чиновникам приходится летать в отпуск за свой счет, а не за счет государства», – говорит эксперт.

Кроме того, переход к электронным билетам и динамической системе ценообразования, когда стоимость полета определяется автоматически, а не вручную, исключает возможность выписывать «блатные» билеты на бланках по «дружеской цене».

«Если мы откажемся от глобальных систем дистрибуции авиабилетов, мы вернемся в каменный век – будем снова ходить в кассы и стоять в очередях. А как можно будет покупать билеты на те направления, куда нет прямых рейсов из России, как иностранцы будут покупать билеты с пересадкой в Москве? Глобальные системы бронирования как раз и позволяют снижать себестоимость продаж и определять справедливую цену перевозки», – полагает Гусаров.

Летаем больше, но в убыток

Серьезным контраргументом в дискуссии о дороговизне билетов является финансовое состояние значительной части российских авиакомпаний. В прошлом году, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убытки авиаперевозчиков выросли на 17,6% до 10 млрд рублей. На внутренних линиях убытки вообще составили 33 млрд рублей, несмотря на рост пассажиропотока на 7,3%. Операционной прибыли на международных рейсах, где поток снизился на 18,6%, для компенсации не хватило – там прибыль упала к 2015 году на 37% (до 23 млрд рублей).

Кстати, одним из факторов убыточности внутренних рейсов стало появление на рынке низкобюджетного перевозчика «Победа». Какие бы нарекания он ни вызывал у пассажиров, это заставило многие компании снижать тарифы.

«Доказать, что авиакомпании получают сверхдоходы, ФАС не может, потому что большую часть года авиаперевозчики несут убытки и только в летние месяцы могут что-то заработать», – говорит Гусаров.

Сами авиаторы давно говорят о том, что значительным подспорьем в деле снижения цен на билеты могла бы стать отмена НДС на внутренних авиарейсах. Определенные подвижки в этом направлении произошли в 2015 году, когда из-за шоковой девальвации и роста ставок по кредитам авиационную отрасль вообще мог постигнуть коллапс. В итоге было принято решение снизить ставку НДС для пассажирских авиаперевозок внутри России с 17 до 10% до 31 декабря 2017 года.

В июне премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил Минфину и Минтрансу проработать вопрос о продлении этого режима до конца 2020 года, одновременно подготовив доклад о целесообразности обнуления НДС.

А на упомянутом выше совещании по транспортной инфраструктуре Владимир Путин выступил с предложением полностью субсидировать либо снять НДС на авиаперевозки в Калининградскую область. Авиаторы считают, что только лишь этим регионом ограничиваться не стоит.

«Нужно обнулить НДС как минимум на межрегиональных маршрутах за пределами Москвы, – считает Гусаров. – Помимо Калининграда и других значимых регионов, у нас есть аэропорты Севера, Камчатка, Дальний Восток, где такая мера дала бы хоть какую-то поддержку региональной сети маршрутов. Много говорится о том, в каком неудовлетворительном состоянии она находится, но ничего не делается для того, чтобы она развивалась. Но и здесь не надо ожидать чудес: обнуление НДС с уровня 10% позволит авиакомпаниям снизить стоимость билетов лишь на 3–4% – это капля в море».

Есть и другие резервы снижения стоимости билетов. «Мне кажется, антимонопольщикам надо работать не только с авиакомпаниями, но и с аэропортами. Они часто наглеют и выставляют такие тарифы, что билет не может быть дешевым никак», – говорит источник в отрасли. Словом, для ФАС есть немалый фронт работ и без поиска следов международного заговора в отечественной авиации.

 

 

 

 

 

 

Источник: vz.ru

Путин не послушал Трампа
Российские товарняки объедут Украину
Лавров предъявил США три пункта подозрений
Фримен заявил о лидерстве США в войне против России
«Яндекс» попробует внедриться в автомобили
Компромат на 100 миллионов
Саакашвили тихо побунтовал в Киеве
В Китае передвинули буддийский храм из-за норм безопасности
Америка хочет превратить ООН в свою цепную собаку
Украина потребовалась Вашингтону в роли бинокля
Может ли Церковь помочь снять фильм, лучше «Матильды»?
Здоровый бюджет: как подорожают табак, алкоголь и бензин
Саакашвили отправился на гастроли
СМИ: вертолёт по ошибке выстрелил в людей на учениях «Запад-2017»
Картошка, турникет и официанты: на что собирают деньги в школах
Москва и Вильнюс не поделили воздух
Армения – Азербайджану: может, что-то и вернем
8 месяцев на Марсе: без конфликтов не обошлось
Пенсионные обещания: кто не работает — тому прибавку
Зимний загул: россиянам расписали праздники
Как работают на фабрике по производству сюрстрёмминга с «худшим в мире запахом»
США отвергли план России по Донбассу
Могут ли Германия и Франция вытянуть ЕС из финансового болота?
В руках Трампа — спасение Империи. Или только репутации?
«Мусорная реформа» напоролась на кампанейщину
Саакашвили использует трагедию в Одессе в своих интересах
Украина предлагает Западу повторить сирийское фиаско
«Война телеканалов» все больше напоминает спектакль
Вашингтон пытается влиять на политическую систему РФ через регионы и Казахстан
Клинтон неожиданно оказалась единомышленницей Путина
Францию реформируют в пользу хозяев
Женщинам еще долго догонять мужчин по зарплате
«Вандализм в «Зарядье» – это вопрос ко всем нам»
Непереводимая игра слов
Союзники США пришли делить Дейр-эз-Зор
США закроют Россию миротворцами
Ford признался, что спрятал водителя в кресле для испытаний «самоуправляемого» автомобиля
Юнкер решил посадить ЕС на вертикаль
Эвакуация дошла до Москвы
«Мы самостоятельно принимаем меры»
США дала Украине угля
Болгарию принуждают называть Россию угрозой
Соловьев напрасно ответил Урганту
В здание парламента Петербурга перестали пускать посетителей без галстуков
Свалки хотят оборудовать видеокамерами и датчиками радиации
О чем сожалеет Клинтон
Минус девять
Саакашвили идет на Киев
Россия мешает Соединенным Штатам удушить КНДР
Массовый «телефонный терроризм» подозрительно похож на крупнейшие учения
Презентация новых iPhone 8 и iPhone X
Германия раскручивает скандал вокруг «русских ботов» с конкретной целью
Украина боится и готовится обороняться от учений «Запад-2017»
США предлагали закрыть авиасообщение между Россией и КНДР
Тимошенко сочли врагом Украины
У США осталась брешь, критически уязвимая для ядерного удара
«Окончательное уничтожение»
Альтернативные сравнения Крыма с ГДР вряд ли понравятся Меркель
Сергей Лавров пообещал Вашингтону дипломатический паритет
Жизнь взаймы: россияне движутся к банкротству
Атомная бомба — теперь в Японии?
Возвращение Саакашвили: США открыли сезон охоты на Порошенко
Европа устроила распродажу паспортов
Проблема-2030: как заставить женщин работать
Скандал вокруг школьной реформы на Украине стал международным
Прибалты устыдились своего прошлого
Водители заплатят за экологию
Москва готовит пространство для работы нового посла в США
Регионы по кадастру считают
Умом Россию не понять: зачем вкладчики несут деньги в банки
Парламентские выборы 2017 года в Германии: сюрпризов не будет
Каталония предостерегла Мадрид от силовой операции
Эрдоган нацелился на СНГ
Украинская «реформа» транзита газа не нужна ни ЕС, ни России
Дальний Восток: деньги приходят, а люди бегут
Подлинный размах российских учений Запад узнает лишь постфактум
Российский товарняк минует Украину
Организаторам установки мемориальной доски Немцову не хватает уважения к его памяти
Запад помог России развернуться на Восток
Куда Меркель толкает Эрдогана
«Москва ждет от ООН выводов в свою пользу»
Jaguar показал электрокар на основе дизайна классической модели 1968 года
Не опять, а снова: ЕС продлил санкции против россиян
«Если делать по классике, нужен триллион рублей»
Победить Украину можно только в голове
Не только Мьянма: где еще притесняют мусульман
Эксперты оценили перспективы судебного иска России против США
Турцию не признали Европой
В нагрузку к американскому оружию Киев получит партизанскую войну
Путин готовится к наступлению на корейском фронте
Королевские амбиции
Москва будет судиться с Вашингтоном из-за дипсобственности
Euronews попрощался с «Культурой»
Нужен нам берег турецкий
Россия в поисках денег
Война все ближе: Трамп вооружает Сеул
Трагедию переселенных народов нужно помнить ради общего будущего
«Единая Россия» оставила Путину выбор
Кадыров стал жертвой манипуляции на теме «геноцида рохинджа»
Россия теряет детей
Трое в одной точке: сетевой ритейл оккупировали фермеры

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика