Политика Экономика Россия В мире Москва Технологии Интернет Культура Развлечения Видео Спецпроекты
ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ
МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ

Карта Россини

Культура: 18:50, Пятница 03 Март, 2017

Фестиваль «Опера Априори» открылся концертом знаменитого аргентинского контратенора Франко Фаджоли. В рамках турне в поддержку своего нового альбома певец исполнил вместе с оркестром Musica Viva под управлением Максима Емельянычева редкие арии Джоаккино Россини.

Россини — это не только прелестная буффонада. Перу автора «Севильского цирюльника» и «Итальянки в Алжире» принадлежит добрых два десятка серьезных, а иногда и трагических опер — «классических, старинных, отменно длинных, длинных, длинных», как нравоучительный роман из «Графа Нулина». И притом, что ты будешь делать, феерически прекрасных. Ну хотя бы в паре номеров.

Еще лет десять назад ради этого репертуара оставалось только ехать на россиниевский фестиваль в Пезаро. С тех пор в Москве можно было услышать, и в стоящем исполнении, «Семирамиду» и «Деву озера», «Танкреда» и «Гермиону». Но если сам по себе этот раритетный серьезный Россини для нас и не диковина, то фокус, который проделывает с этой музыкой Франко Фаджоли, вроде бы диковина абсолютная, причем как ни посмотри.

В XVIII веке на «серьезной» оперной сцене царили кастраты, в ампирные времена они уже исчезали из всех сфер музыкального мира, кроме хора Сикстинской капеллы. В принципе это занятный сюжет, который выходит за рамки музыкально-медицинской проблематики — примерно в том же ряду, что и пейзажная естественность английского парка, пришедшая на смену беспощадно выстриженным по линеечке французским садам. Но только вот та понятная и привычная нам ситуация, когда оперный герой-любовник — это непременно тенор, появилась с запозданием. И в 1800-е, и в 1810-е, и даже в 1820-е все еще считалось сообразным с нормативными вкусами, что по крайней мере в серьезных операх пылкие полководцы и принцы поют женскими голосами. Надо добавить — голосами главных примадонн своего времени.

Эти оперы и сами эти колоратурные меццо-сопрановые партии долго прозябали в забвении, в последние несколько десятилетий с возобновлением интереса к не самом шлягерному Россини за них брались многие знаменитые певицы: Мэрилин Хорн, Эва Подлещ, Чечилия Бартоли. А потом, уже совсем недавно, с ними стали экспериментировать и контратеноры: сначала Макс Эмануэль Ценчич (еще один участник программ «Опера Априори»), теперь вот и Фаджоли.

Как будто бы неаутентично, как будто бы странно, зато артистических выгод на поверку более чем достаточно. В манере Франко Фаджоли совершенно нет ничего искусственного или деланного: семь своих номеров (сцены и арии из «Деметрия и Полибия», «Танкреда», «Семирамиды», «Девы озера», «Эдуардо и Кристины» плюс последним бисом «Voi che sapete» моцартовского Керубино) он преподнес не как шаткий эксперимент, а как выставку полноправных вокальных достижений.

Его голос, тембровой окраской и регистровыми «склейками» нет-нет да и напоминающий ту же Чечилию Бартоли, в смысле технических возможностей и редкой совсем не только по контратеноровым меркам красоты звука для белькантовых вокальных чудес оказался так же впору, как и для барочных. Однако к абстрактной виртуозности в его исполнении прибавляется располагающее молодцеватое brio, которое этой музыке, оказывается, невероятно к лицу, и которое едва ли по силам примадонне самых экстраординарных способностей.

К тому же на высоте оказался и аккомпанемент. Максим Емельянычев, за считаные несколько сезонов превратившийся в перспективного молодого маэстро с европейским реноме, тоже в силах найти к россиниевской музыке непривычный подход: не теряя в своем фирменном лучезарно-беспечном обаянии, она звучала у Musica Viva содержательно и умно. Вдобавок инструментальные номера эдак ненавязчиво сообщали целую серию наблюдений об особенностях творческого процесса композитора — и прежде всего о его вкусе к «ресайклингу». Увертюру к «Севильскому цирюльнику», прозвучавшую во втором отделении, Россини дважды использовал в самых что ни на есть серьезных операх («Аврелиан в Пальмире» и «Елизавета, королева Английская»). В «Интродукции, теме и вариациях» для кларнета с оркестром, где класс виртуозности показывал солировавший Валентин Урюпин, пресловутая тема перекликалась с только что прозвучавшей кабалеттой из «Девы озера», а ария из «Эдуардо и Кристины» напоминала о теноровом шлягере из «Гермионы» («Ah come nascondere»). В общем, ждали бенефиса заезжей звезды, а получили в придачу интересное кураторское высказывание о Россини. С которым фестиваль «Опера Априори» попал в неожиданный тренд: в конце января россиниевское «Путешествие в Реймс» представлял Большой театр, буквально завтра арии того же «лебедя из Пезаро» будет петь в Филармонии Мари-Николь Лемье.

 

 

 

 

 

 

 

источник: kommersant.ru

Кто в курсе
Враг государства
Этот поезд в цене: плацкарт дорожает, купе дешевеет
СБУ проверит российских гастролеров
«Звонившие использовали IP-телефонию»
«Окей, гугл, кто идет к доске?»
Украина в гневе: Донбасс греет поляков
В Голландии женщина купила веб-камеру. Устройство начало с ней разговаривать спустя месяц
Украинские депутаты подрались за звание самого большого врага России
У Чечни отнимут миллионы
«Большой друг Обамы» пропихнул «закон имени Магнитского»
Выдвижение Путина: как, когда и с кем
Есть четыре способа урегулировать северокорейский кризис
В Москву приехал король
Россия будет сильной, но больной
Под «реинтеграцией» Киев понимает полную победу над Донбассом
Благотворительность — один из источников финансирования терроризма
Такой «Орфей» нам не нужен
Криптовалюта — новый фундамент для финансовых пирамид
Самые бедные платят банкам больше всего
Эстонцы призовут роботов к закону первыми на планете
Наказание за референдум: курды в блокаде
«Это будет ошибка, которая изменит все»
Госдеп США сказал, что не взламывал замки в консульстве РФ в Сан-Франциско
Украину затянет в экономическую ловушку
Осознание увиденного
Вашингтон признал свое поражение в информационной войне против России
«Говорящая голова» Авакова предсказала Порошенко судьбу Януковича
Независимость Курдистана и Каталонии: игра без правил, а правила — без игры
Россияне ужмутся, но махнут в Турцию
Каталония подкрепила референдум забастовкой
Автошколы тянут билет
Голландский фермер смеётся так же, как кричат его курицы
Россия спасает врага Америки
Мечты не сбываются: почему «Газпром» стоит так дешево
Европа не признала независимую Каталонию
Беби-боксы: формирование «рынка сбыта» детей
К «нормандской четверке» хочет присоединиться пятый
Каталония рвется на волю
США навязывают России общение на языке санкций
Коммунизм по-китайски: председатель ставит на армию
Война с неверными: атеизм атакует Ближний Восток
Слова литовского дипломата о разговоре с Путиным доказывают слабость Грибаускайте
Крым отнимут у крымчан?
Регионам дают шанс на развитие
Великое переселение народов в Европу: откуда и зачем?
Цукерберг пошел против президента
Российским школьницам не хватает мужчин
Умер создатель Playboy
Кошмары наяву: чего боятся россияне
Меркель подобрали «Альтернативу»
Теффт улетает, но может и вернуться
Недоспали на два триллиона
Россия избавила от химической угрозы весь мир и саму себя
США способны осваивать Луну только вместе с Россией
Россиян зарывают в долговую яму
«С высокой вероятностью Telegram в России должны заблокировать»
Будущее России на конкурсной основе
США назначили связных по России
Упрощенная подпись: риск для будущих пенсионеров
Среди украинской элиты прорезался голос разума
Украине простят даже грязные оружейные сделки
Реформой Академии наук займется специалист в области лазеров и плазмы
Скандальный закон стремительно разрушает европейские надежды Украины
«Калашников» показал прототип «летающего» мотоцикла как «инициативную разработку»
Ради ущемления русского языка Порошенко готов поссориться с соседями
Риторика массового поражения
Итоги референдума: что будет с курдами
Американская истерика о «русском вмешательстве» становится выгодна и Москве
«Войну с Россией можно представить только в бреду»
Испанию принесут в жертву процессу строительства единой Европы
Нефть растет, рубль тормозит
«Шаг навстречу потребителю»
Первая жертва: Меркель сдаст могильщика Греции
Реальные хозяева Европы процветают, несмотря на любые кризисы
У губернаторов вышел срок
Выборы в Германии плавно перетекают в восстание антифашистов
Мутти всея Германии
«Конечно, это не будет российский сценарий»
ООН: полигон для России и США
Слова Тиллерсона о подполковнике Петрове являются сигналом для Москвы
Более серьезная проблема Трампа с Россией
Цукерберг стал участником антироссийской кампании
Не медицина: Европа указала гомеопатам на место
Референдум курдов: мир против, Израиль за
Американцам и «Ан-Нусре» удалось разозлить российскую армию
Активность мигрантов в России переходит в новое качество
Американские СМИ подбросили в костер пропаганды старые дрова
История с «Бинбанком» обнажила кризис российской банковской системы
«Россия 24» напомнила о пристрастии Моргана Фримана к марихуане
Новые перлы Трампа: «Намбия» и как разбогатеть в Африке
«Голубые каски» ООН в Донбассе: нужны ли миротворцы и где их размещать?
В правительстве задумались об «активном долголетии»
«Украина — не самое легкое место для жизни»
Испания силой подавляет «каталонскую весну»
Российскую одежду стал покупать даже Китай
Угроза или ресурс: как адаптировать мигрантов
Российские товарняки объедут Украину
Лавров предъявил США три пункта подозрений
Фримен заявил о лидерстве США в войне против России
«Яндекс» попробует внедриться в автомобили

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика