Политика Экономика Россия В мире Москва Технологии Интернет Культура Развлечения Видео Спецпроекты

Авиации предложили нелетные льготы

Россия: 09:00, Среда 25 Январь, 2017

Предложение вице-премьера Дмитрия Рогозина отдавать наиболее выгодные авианаправления тем компаниям, которые эксплуатируют отечественные самолеты, может привести к росту стоимости авиабилетов и снижению мобильности населения. Современный отечественный авиапром пока не располагает широкой линейкой российских аналогов, которые бы заменили самолеты иностранного производства как при полетах на дальние расстояния, так и на массовых туристических направлениях. Нежелание российских авиаперевозчиков пересаживаться на отечественную авиатехнику может привести к тому, что они перестанут получать направления на выгодные авиамаршруты. Их предлагают отдавать в первую очередь тем авиакомпаниям, которые используют российские самолеты. С таким предложением выступил вице-премьер России Дмитрий Рогозин на встрече с президентом Владимиром Путиным.

«Что касается (наиболее прибыльных) маршрутов — это очень правильно, это хороший бонус (для авиакомпаний, закупающих самолеты российского производства)», — поддержал его предложение Путин. Наиболее выгодными Рогозин назвал маршруты на Дальний Восток и в страны, наиболее популярные у российских туристов. «Эти маршруты будут даваться только тем компаниям, которые будут выставлять на эти маршруты российские самолеты», — сообщил Рогозин.

К весне он пообещал подготовить план по синхронизации производства новых самолетов МС-21, Ил-114 и Ил-96-400 с выводом из эксплуатации старых и иностранных воздушных судов.

 

Вместо Boeing и Airbus

В настоящее время модельный ряд современных отечественных пассажирских самолетов не отличается разнообразием. Для полетов на расстояния до 3000–4500 км существует узкофюзеляжный ближнемагистральный Sukhoi SuperJet-100 вместимостью до 108 человек. Но для дальнемагистральных маршрутов SSJ-100 не подходит из-за технических характеристик — не позволяет дальность полета. А для популярных туристических маршрутов он вмещает слишком мало пассажиров.

«Единственный выпускаемый серийно российский самолет — SSJ-100 — не годится ни для полетов на Дальний Восток, ни для туристических перевозок. Это классическая региональная машина с ограниченной дальностью и пассажировместимостью», — поясняет ведущий эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Более вместительные либо способные летать на большие расстояния самолеты в России не производятся в промышленном масштабе либо не созданы вовсе. Дальнемагистральный Ил-96-400, способный перевезти 435 человек при одноклассовой компоновке, в нынешнем виде топливно неэффективен. Если его ремоторизировать и оснащать новыми двигателями ПД-14, то их потребуется четыре штуки на одно воздушное судно. «Можно поставить четыре движка ПД-14, но тогда расходы и на топливо, и на техподдержку, поддержание летной годности будут высокими. Если создавать новый двигатель, надо, по сути, делать новый самолет: переделывать крыло, менять конфигурацию топливных баков и так далее», — добавляет Крамаренко.

Есть в планах начать коммерческий выпуск ближне-среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов МС-21 (от 130 до 168 пассажиро-мест) и ближнемагистральных турбовинтовых Ил-114 вместимостью до 64 пассажиров. Но пока эти самолеты не выполняют коммерческие рейсы и реальные расходы на их эксплуатацию для авиакомпаний неясны. Поэтому если предложение вице-премьера и будет реализовано, то даже не в среднесрочной перспективе.

 

О каких направлениях идет речь

Самыми популярными международными направлениями, основной въезд в которые осуществляется с помощью авиатранспорта, являются Казахстан (2,2 млн туристов за январь – сентябрь 2016 года), Китай (1,2 млн), Германия (773 тыс.), Греция (723 тыс.), Кипр (692 тыс.), Испания (665 тыс.), Грузия (595 тыс.), Тунис (568 тыс.), Таиланд (562 тыс.), Италия (557 тыс.), Болгария (518 тыс.), Турция (483 тыс.), ОАЭ (322 тыс.), Черногория (267 тыс.) и Вьетнам (262 тыс.). Что касается дальневосточных направлений, то назвать их прибыльными сложно: они существуют за счет господдержки, которая позволяет российским авиакомпаниям осуществлять перевозку по минимальной цене. Для выполнения полетов по внутрироссийским рейсам авиакомпании не требуется получать допуски: квотирование по таким маршрутам отменено с 2004 года, лицензирования нет с 2007 года. Такой механизм предусмотрен только для международных маршрутов.

 

Кто пострадает

Если посмотреть на топ-35 российских авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров в январе – ноябре 2016 года (на них приходится почти 99% всего объема гражданской авиаперевозки в России), то окажется, что такая норма сыграет на руку всего шести авиакомпаниям. Согласно перечню эксплуатантов, имеющих сертификат для осуществления коммерческих воздушных перевозок на декабрь 2016 года, использовать российский пассажирский SSJ-100 вправе только «Аэрофлот», «Газпром авиа», «ИрАэро», «РусДжет», «Якутия», «Ямал», а также авиация МЧС России. Сертификатов эксплуатанта на пассажирские «Ил» нет ни у одной российской авиакомпании (только на транспортные Ил-76ТД). Ни вторая по количеству перевезенных пассажиров авиакомпания «Сибирь», ни «ЮТэйр» или «Уральские авиалинии», входящие в пятерку крупнейших авиаперевозчиков России, не имеют в своем флоте самолетов российского производства. «Сибирь» (летает под брендом S7) с 2008 года не эксплуатирует самолеты российского производства. Тогда директор S7 Владислав Филев объяснял свое решение тем, что имевшиеся во флоте S7 российские лайнеры (Ту-154 и Ил-86) обходились в эксплуатации дороже, чем иностранные самолеты. В конце 2016 года после долгого перерыва S7 заказала 17 самолетов бразильского производства Embraer 170-LR, российским конкурентом которого является SSJ-100. «ЮТэйр» имела соглашение на поставку шести SSJ-100 — договор был заключен между авиаперевозчиком, «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) и «ВЭБ-лизингом» в 2013 году. Но из-за финансовых проблем перевозчика поставка так и не состоялась, хотя самолеты были покрашены в ливрею «ЮТэйр» и ждали передачи в Жуковском. «Уральские авиалинии» никогда не заявляли о желании приобрести SSJ-100 или другие российские ВС.

 

Нужна ли поддержка авиапрому

Власти пытаются найти дополнительные стимулы, чтобы подтолкнуть авиакомпании к покупке российских самолетов. Но, по мнению Крамаренко, авиапром уже получает достаточно поддержки: это и субсидии на разработку, организацию производства, на само производство, лизинг, на эксплуатацию этой техники.

«То, что на фоне масштабных субсидий авиастроение по сей день не может предложить конкурентоспособный продукт, — проблема, которую точно нельзя решить административными мерами», — считает он. На Россию приходится около 3% от мирового рынка авиаперевозок. Даже если российские самолеты займут половину этого рынка, то в глобальном масштабе это всего 1,5%. «Авиастроению нужны совсем другие масштабы, но на экспорт нужен конкурентоспособный продукт, иностранных перевозчиков нельзя заставить взять, что дают. Нет такого продукта — нет экспорта, а сидеть на 1,5% мирового рынка — несерьезно», — продолжает эксперт.

«Неконкурентоспособность российской авиатехники будет оплачена из кармана потребителей: сначала авиакомпаний, а потом и пассажиров. Повышение тарифов на перевозки приведет к сокращению мобильности населения, внутреннего туризма и экспорта услуг», — заключил Крамаренко.

Берлин и Париж требуют от Восточной Европы солидарности
«Не хочу, чтоб она наделала дома, а мне убирать потом»
У Лукашенко кончились доллары
Путин свернул гору
В банкоматах закончатся фальшивки
15 суток за крепкое словечко
На западном фронте без перемен
Восток против Запада
Google закрыли из-за букмекеров
«Мой идеальный партнёр должен быть супермудрым, сострадательным и супергениальным»
Евро побеждает
Трамп пытается смягчить санкции
Охране добавили полномочий
Польша не пускает российский газ
Падающий рубль оставит без отпусков
«Старые толстые страшные» стюардессы напомнили о себе
Регионы сокращают затраты на лекарства для онкобольных
«Яндекс» снял видеотрибьют на «Звезду по имени Солнце» ко дню рождения Цоя
Фигура нового премьера Сербии пугает отнюдь не принадлежностью к ЛГБТ
«У Трампа нет особых отношений с Россией»
Рейтинг безопасности российских городов расходится с официальной статистикой
«Большая двойка»: Китай и США объединяются против остального мира
Всех под санкции за трубу
Антироссийские санкции поставили на паузу
Брюссель и Лондон начали развод
В России разрешили сиесту
Неловкая попытка грузинского депутата сделать селфи
Россияне оплатят отмену роуминга в Европе
Литве предстоит платить за свою русофобию
Россия сделала большой шаг на пути к лидерству на шельфе Арктики
Президент Коста-Рики проглотил осу во время выступления, пошутил и продолжил говорить
Донбасс миром не вернется
Референдум, который взорвет Ирак
Равенство под прикрытием полиции
Макрон взял карт-бланш
Сгоревшая высотка показала неприглядную сторону Великобритании
Россия предпочитает американское
«Приготовьте эту страницу»
«Мы пытаемся найти ответы»
Греки отодвинули дефолт
«Мы не торопим встречу с Трампом»
США не потерпят выходки охраны Эрдогана
Украина закроет кредиты долгами
Рецессия закончилась, бедность осталась
«Он же Гога, он же Гоша»
«Европа и США оседлали коня недовольства украинцев»
«Это смена государственной политики Украины»
«Куда деньги-то ушли, собранные с населения?»
В Шанхае представили прототип передвижного беспилотного магазина
Белоруссия отказалась от рубля
«Санкции нужны, но могут быть проблемы»
Тема «русских хакеров» в США достигла высокого напряжения
Бесплатная раздача земель вне Дальнего Востока чревата большими проблемами
«За Россию и свободу до конца»
«Много лести и мало скепсиса»
Анонимность человека в московской толпе ушла в прошлое
Трампа хотят лишить права влиять на антироссийские санкции
Вместе с пятиэтажками в Москве уничтожат малый бизнес
Украина осталась без газовых дивидендов
Штаты заглядывались на Терек
«Пропустит концерт Depechе Mode, зато будет много читать»
Европа требует к себе жителей Донбасса
Макрон показал Франции новую реальность
Трамп заткнул утечку в Белом доме
«Собираешься построить стену за 25 миллиардов, которую можно перелезть по лестнице за 25 долларов?»
Императору Японии дали три года
Навальный против Кремля: за кем пойдет молодежь
«Газпром» тянется к Азии
Украинизация прессы может привести к ее исчезновению
«НАТО не нужна головная боль в виде Украины»
Россия может усилить группировку в Калининграде
«В Белом доме сделали ставку на русофобию»
Рекордный экспорт зерна не принесет России рекордного дохода
Какая из двух «русских угроз» опасней для США?
Соглашение с ОПЕК существенно поправило российский бюджет
Госкомпании не платят
Хрущевки попали под консенсус
Курды взялись за Ракку
Магадан пьет за всю Россию
Разговор двух полиглотов на 15 языках
Путин и Трамп обойдутся без камер
Россия готовит Украине визовый ответ
В Белом доме Россию причислили к врагам
Самым бедным добавят на еду
Литва заколачивает границу
На Балканах разрастается информационная война против России
Увеличение точности метеопрогнозов требует слишком больших затрат
«Appocalypse»: реклама Apple о мире без приложений
Россия останется в выигрыше от катарского кризиса
Мало кто из жителей Украины сможет претендовать на пенсии в будущем
«Цель санкций — повлиять на выборы в России»
Пенсия может подождать
Буря в Заливе
«Вы везде услышите жалобы на американские власти»
Россия вступает в тяжелую борьбу за несырьевые рынки
Британия начала осознавать опасность экстремизма
Массовое лишение частной собственности в Москве
Москвичи на 90% за снос
Трамп навредил самому себе, отказавшись от Парижского соглашения
Россия выбирает цифровую экономику
«Дело Трампа» докатилось до Британии

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика